Как страховщики нарушают права клиентов и куда на них можно пожаловаться
Юрист Семеновский: на недобросовестных страховщиков надо жаловаться в ЦБ
С января по начало октября 2023-го Центробанка принял почти 600 постановлений о привлечении недобросовестных страховых компаний к административной ответственности по статье 15.34.1 КоАП. В прошлом году в аналогичный период регулятор зафиксировал только 61 подобный случай. Среди самых популярных жалоб клиентов — отказ в оформлении обязательный договор ОСАГО и навязывание дополнительных услуг, выяснили «Известия».
«Банк России постоянно ведет проверки доступности заключения договоров ОСАГО как на сайтах компаний, так и в офисах, в том числе с помощью контрольных закупок, выявляя нарушения и применяя меры надзорного реагирования. По каждому выявленному и документально подтвержденному случаю организация привлекается к административной ответственности. По итогам проверок и применения мер мы видим улучшение ситуации с доступностью такого полиса», — заявили в регуляторе.
Если страховые компании, нарушившие права заявителя, не реагируют на предупреждение Центробанка, регулятор применяет штрафные санкции. Так, за нарушение статьи 15.34.1 КоАП должностным лицам грозит административный штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей, а юридическим — от 100 до 300 тысяч.
Причины роста нарушений
Основной причиной роста числа нарушений страховщиков являются убытки компаний, считает юрист Игорь Семеновский. После того, как российский рынок покинули европейские бренды и возникли проблемы с доставками запчастей, размеры возмещения средств по страховке выросли в несколько раз, пояснил он «Ямал-Медиа».
Страховые компании стараются по максимуму избежать сильных трат, поэтому они стали чаще отказывать в оформлении ОСАГО, в том числе новичкам и владельцам старых автомобилей, добавил Семеновский.
«Страховая компания понимает, что такие люди (новички — прим. ред.) принесут компаниям убытки. Поэтому они навязывают дополнительные услуги, запрашивают документы или иным образом стараются затянуть процесс страхования. То есть делают так, чтобы клиент ушел в другую компанию, и тем самым потенциальные убытки легли на условного конкурента», — пояснил специалист.
Аналогичное мнение высказал и адвокат Игорь Апостол. По его словам, страховщикам приходится делать упор на продажу допуслуг, а также изыскивать способы сокращения своих трат при выплатах, чтобы оставаться на плаву и выправить свое финансовое положение в период кризиса и роста расходов.
Как понять, что страховщики нарушают права и куда жаловаться
Семеновский пояснил, что при оформлении договора ОСАГО онлайн-сделка должна проходить быстро и без каких-либо взаимодействий с сотрудниками компаний. Если же после отправления заявки с клиентом начинают связываться по телефону или просить подъехать в офис, это уже признак того, что страховщики будут затягивать с сотрудничеством, отметил собеседник «Ямал-Медиа».
При оффлайн сделке недобросовестные страховые компании, как правило, предлагают предоставить копии документов, необходимые для проверки регистрации. После этого организация не принимает их, а заявитель получает ответ о несоответствии документов установленным требованиям без указания конкретных причин отказа.
Жаловаться на нарушения страховщиков нужно в Центробанк и Роспотребнадзор. Для обращения к регулятору необходимо собрать доказательства нарушений компании и указать, где, когда и при каких обстоятельствах произошло ущемление прав.
С навязыванием дополнительных услуг при покупке полиса, завышением страховых тарифов и длительной задержкой выплаты по страховке разбирается Роспотребнадзор. И этот орган, и ЦБ рассматривают жалобы в срок до 30 дней после получения.
Банк России планирует штрафовать банки на крупные суммы за обман потребителей, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина. Как это отразится на работе финансовых организаций — читайте в этом материале>>
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».