Кризис в российском автопроме: причины и последствия
Спад продаж и сокращение рабочей недели
Ряд крупных автомобильных предприятий объявили о переходе на четырехдневную рабочую неделю, в их числе ГАЗ, ЛиАЗ, КамАЗ. О возможности сокращения рабочей недели на «АвтоВАЗе» сообщило РИА «Новости» еще 22 июля со ссылкой на пресс-службу компании. На предприятии не исключают, что в конце сентября перейдут на четырехдневку. Причиной стал спад продаж.
В пресс-службе «АвтоВАЗа» отметили, что изменение режима работы связано с неблагоприятной ситуацией на рынке новых машин. Упомянули в том числе о высокой ключевой ставке и ужесточении условий по автокредитам, а также о демпинге со стороны иностранных брендов.
Снижение спроса на автомобили в России напрямую связано с удорожанием кредитов, отметил в беседе с «Ямал-Медиа» независимый автоэксперт Дмитрий Попов.
«Раньше 90% покупок автомобилей осуществлялось в кредит, причем нередко — даже без первоначального взноса. Резкий рост ставок по кредитам существенно охладил интерес потребителей. Сейчас, когда Центробанк пошел на снижение ставки, спрос несколько оживился, хотя и не вернулся на прежний уровень».
Дмитрий Попов
независимый автоэксперт
Продажи новых машин в России действительно упали ощутимо: на 27% по итогам первого полугодия этого года (по сравнению с таким же периодом 2024-го), сообщал «Финам». Всего же за этот период было продано около 546 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей.
Перепроизводство и затоваривание
Сложившаяся экономическая ситуация привела к перепроизводству, говорит Дмитрий Попов. Автодилеры столкнулись с затовариванием площадок, включая нереализованные остатки прошлого года.
«Это классический кризис перепроизводства, характерный для рыночной экономики. Автопроизводителям необходимо иметь финансовые резервы для поддержания деятельности в период спада спроса. Надеюсь, что у наших автозаводов они есть. Иначе им останется только надеяться на поддержку государства», — отметил автоэксперт.
Россияне чаще всего покупают подержанные машины. Так, за первые полгода 2025-го было продано около 2 733 000 легковых автомобилей с пробегом как российского, так и зарубежного производства. Такие данные «Автостата» привел «Интерфакс». Спрос на них остается примерно таким же, как и в прошлом году, снизившись лишь на 0,5%.
Среди проданных подержанных автомобилей значительную долю составили машины старше 20 лет (563 тысячи), обратил внимание автор «Новых Известий» Виктор Левин. «Большинство этих колесниц являются автохламом, который в прямом смысле не только отравляет воздух населению выхлопами на Евро-0, но и становятся «капсулами смерти» для своих владельцев в случае ДТП или неожиданных поломок», — пишет он. При этом на складах пылятся сотни нераспроданных новых автомобилей, пишет автор издания.
Иномарки тоже дорожают — по мере роста таможенных платежей и утильсбора. Россиянам становится все сложнее приобретать новые модели.
Доля отечественной техники растет
Политика, активно продвигаемая Минпромторгом и Минфином, пока не приносит ожидаемых результатов, отметил Виктор Левин. И даже выпуск долгожданной модели «Искра» от «АвтоВАЗа» ажиотажа на рынке не вызвал. По мнению автора «Новых Известий», автомобиль явно не соответствует своей цене (до 1,8 миллиона рублей).
Ситуация на рынке грузовых автомобилей еще хуже. За первое полугодие 2025-го продажи упали более чем вдвое (на 54%), сообщал ТАСС. На этом фоне стало известно, что Росстандарт запретил ввоз и продажу в нашей стране грузовиков четырех китайских брендов. «Запрет отдельных китайских марок грузовиков может создать временные преимущества для КамАЗа, но не решит системных проблем отечественного автопроизводства», — уверен Дмитрий Попов.
В Минпромторге тем не менее видят позитив в неутешительных данных. Там отмечают, что доля отечественной техники за полгода выросла на 11% по сравнению с таким же периодом 2024-го. А продажи отечественных автомобилей хотя и сокращаются, но не так стремительно, как иномарок.
«Потребителям, конечно, придется покупать то, что ему оставил Минпромторг. Но в итоге у отечественных производителей будут развязаны руки, и неизвестно, каким окажется качество техники в условиях сокращения конкуренции. По моему мнению, чтобы развивался собственный автопром, нужно не запрещать других, а вкладывать деньги в модернизацию своего производства».
Дмитрий Попов
независимый автоэксперт
Перспективы авторынка
По мнению Дмитрия Попова, стоит ожидать роста стоимости отечественных автомобилей на фоне ограничения конкуренции. Однако это не будет сопровождаться увеличением объемов производства или улучшением качества, полагает он.
Автоэксперт также считает, что повышение утильсбора вряд ли приведет иностранные компании к решению локализовать производство на территории нашей страны. Тем временем российский автопром без серьезных инвестиций в производственные мощности и новейшие разработки рискует еще больше отстать от мировых тенденций.
Ранее в МВД опровергли планы ввести запрет на праворульные авто в России.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».